О себе Деятельность за рубежом Научные и методические труды, тексты статей Книги и фильм Логопедическая помощь взрослым и детям Мастер-класс по логопедическому массажу для специалистов

Внимание!
Елена Александровна Дьякова,
Президент Международного Института Речевой Патологии,
проводит
ВЫЕЗДНЫЕ
АВТОРСКИЕ
МАСТЕР-КЛАССЫ. 


Обновленную информацию смотрите на сайте Международного Института Речевой Патологии

Заявки на выездные мастер-классы отправлять по адресу:
 logomassage@gmail.com 
Подробнее 

ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ
 
Дьякова Е.А.
Московский городской педагогический университет
 
Под термином "монолог" подразумевают связное речевое высказывание, все элементы которого подчинены главной мысли. Монологическое высказывание является высшей формой речи, исторически развившейся позднее, чем речь диалогическая. Оно занимает большое место в практике общения и характеризуется последовательным длительным связным изложением мысли одним лицом (Леонтьев А.А., 1974).

Известно, что устная речь заикающихся, характеризуется нарушением не только ее темпо-ритмической стороны. Анализ заикания у детей выявил специфические особенности речи в условиях монолога, которые свидетельствуют о трудностях формулирования высказывания (Р.Е.Левина 1975, Н.А.Чевелева 1978, А.В.Ястребова 1980). Исследования последних лет показывают, что у детей, страдающих заиканием имеется тенденция к искаженному формированию монологической речи (Л.И.Белякова, Э.Р.Саитбаева 1989, Л.И.Белякова, В.Матанова1990). Как показали наши исследования (1992,1993,1995,1997 гг.), у взрослых заикающихся эта тенденция становится ярко выраженной. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся страдают как операции смысловой организации высказывания, так и его лексико-грамматического оформления. Речь заикающихся дезорганизуется не только на психомоторном уровне, но и на высших уровнях внутреннеречевого программирования.

Эти данные указывают на необходимость специальной работы по формированию монологической речи у заикающихся, особенно по организации внутреннеречевого программирования высказывания. Нами предложен ряд приемов коррекционно-педагогического воздействия, направленных на нормализацию построения монологического высказывания. Обучение начинается с коррекции процесса паузирования. Эта работа непосредственно сочетается с формированием интонационной выразительности речи, а именно выработкой правильных интонем, соответственно синтагматическому членению высказывания. В этих целях рекомендуется использование адаптированной нами программы " Видимая речь". Последующие этапы работы включают в себя процесс обучения планированию как на уровне сложного синтаксического целого, так и отдельного высказывания. Особое значение имеет активизация пассивного словарного запаса и тренировка в использовании сложных грамматических конструкций. Представляется полезным использование специальных приемов по активизации сознательного контроля за смысловой стороной высказывания. Нормализация процесса внутреннеречевого планирования высказывания способствует снятию судорожных запинок и восстановлению плавности устной речи у заикающихся.

© Дьякова Е.А. Текст и фотоматериалы, 2006-2014.
© Блосфильд Е.О. Дизайн и разработка, 2006-2014.