О себе Деятельность за рубежом Научные и методические труды, тексты статей Книги и фильм Логопедическая помощь взрослым и детям Мастер-класс по логопедическому массажу для специалистов

Внимание!
Елена Александровна Дьякова,
Президент Международного Института Речевой Патологии,
проводит
ВЫЕЗДНЫЕ
АВТОРСКИЕ
МАСТЕР-КЛАССЫ. 


Обновленную информацию смотрите на сайте Международного Института Речевой Патологии

Заявки на выездные мастер-классы отправлять по адресу:
 logomassage@gmail.com 
Подробнее 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ
 
Дьякова Е.А.
 
Целью данной работы является систематизация существующих в настоящее время в отечественной логопедии представлений о приемах формирования устойчивой плавной речи у заикающихся.

На основе обобщения опыта многих авторов, а также своего опыта как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, автором выделены семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся:

1) охранительный речевой режим; 2) формирование речевого дыхания; 3) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения; 4) развитие просодической стороны речи; 5) развитие ритмизации и координации движений; 6) регуляция эмоционального состояния; 7) развитие планирующей функции речи.

В статье рассматривается необходимость использования как комплексного подхода при реабилитации заикающихся, так и дифференцированного применения логопедических техник для достижения устойчивой плавной речи.

The achievement of stable fluent speech is the main task of treatment of stutterers. We define a fluent speech as the possibility to pronounce each sintagma in the time of single expiration, without pauses and repetitions, in the process of a continual articulation. The forming of the habit of fluent speech is mainly carried out by speech therapist. It involves the using of number of special techniques:

1) sparing speech regime; 2) formation of the correct speech breathing; 3) formation of the rational habits of voice-sustaining and voice-attack; 4) the development of the prosodical quality of speech; 5) development of the coordination and rhythmization of the movements; 6) regulation of emotional status; 7) the development of the planning function of speech.

The combination of these techniques gives good results in practical work with stutterers - children, adolescent and adults.

***

На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Он подразумевает систему четко разграниченной, но согласованной работы разных специалистов: логопеда, психолога, врачей разного профиля, логоритмиста, воспитателя (для детей), специалиста по физическому воспитанию и ряда других.

Комплексный подход направлен на реализацию трех основных задач, которые решаются одновременно. Первой задачей является формирование навыка устойчивой плавной речи у заикающихся, которое осуществляется в основном логопедом и связано с применением целого ряда логопедических техник. Эти техники реализуются преимущественно на логопедических или логоритмических занятиях.

Вторая задача - это воздействие на личность заикающегося. Она осуществляется в большей мере врачом-психотерапевтом, а также психологом путем проведения психотерапии, психологических тренингов, функциональных тренировок. Усилия специалистов направлены на формирование социальной активности, изменение отношения заикающегося к себе как личности и коммуникативному партнеру, а также на изменение отношения к своему речевому дефекту.

Третья задача - профилактика рецидивов заикания. Она связана с лечебно-оздоровительной работой и поддержкой устойчивой плавной речи повторными и поддерживающими курсами реабилитации.

В России существует несколько комплексных систем (в том числе и авторских) реабилитации заикающихся (Л.З.Арутюнян, 1993; Н.М.Асатиани и др., 1983; Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, 1998; Н.А.Власова, 1983; Ю.Б.Некрасова, 1975; Е.Ф.Рау, 1964; В.И.Селиверстов, 1994; Н.А.Чевелева, 1965; В.М.Шкловский, 1974). В каждой из систем обязательно решаются все три задачи.

Целью данной работы является обобщение представлений в современной отечественной логопедии о приемах формирования устойчивой плавной речи у заикающихся.

На основе опыта многих авторов и своего опыта как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, мы выделяем семь основных логопедических техник1, направленных на формирование плавной речи у заикающихся.

1. Охранительный речевой режим

Как правило, коррекционный процесс начинается с установления так называемого "охранительного речевого режима". Проведение данного режима направлено на нормализацию состояния центральной нервной системы повышение ее адаптивных качеств, а также исключение проявлений патологической судорожной активности мышц речевого аппарата. Этот режим включает в себя оздоровительные мероприятия и "режим ограничения речи".

Заикающегося по возможности ограждают от физических или психических перегрузок. В целом вербальную его продукцию стараются ограничить. Например, с детьми общаются, используя лишь очень простые формы речи, в которых у них отсутствует заикание (речь шепотом; вопросы и ответы, состоящие из одного слова; речь, отряженная с речью взрослого). Подростки и взрослые в период "охранительного речевого режима" могут переходить на полное молчание. Как дети, так и взрослые ориентируются на общение при "помощи невербальных средств: жестов, мимики и т.п. (рис. 1).

Используются разнообразные игры, способствующие развитию невербальных способов коммуникации. На взрослых заикающихся на фоне "режима молчания" проводится интенсивное психотерапевтическое воздействие, направленное на эмоциональную перестройку и изменение личностных установок. В этот же период, как правило, начинается работа по овладению начальными элементами всех остальных логопедических техник < br>
В разных системах реабилитации "охранительный речевой режим" или "режим молчания" может иметь разную длительность: от 2-х - 3-х дней до 2-х - 3-х недель и даже более.

Рисунок 1
Рис. 1. Охранительный речевой режим:
только очень простые формы речи без заикания (шепот, однословные вопросы и ответы, речь хором), а также невербальные способы коммуникации.
 
2. Регуляция эмоционального состояния

Основным методом регуляции эмоционального состояния у заикающихся является метод произвольного изменения напряжения мышц, т.е. аутогенная тренировка (AT). Основным приемом AT является мышечная релаксация и произвольная регуляция вегетативных функций. В России применяются специализированные варианты AT для заикающихся. Методика проведения AT существенно зависит от возраста заикающихся. Дети дошкольного возраста, как правило, овладевают лишь элементами мышечной релаксации. Подросткам и взрослым рекомендуется овладение AT в полном объеме, что включает общую мышечную релаксацию, релаксацию мышц речевого аппарата, регуляцию и углубление дыхания и т.п. Занятия также предполагают мысленное представление патогенных речевых ситуаций (например, разговор по телефону, с вышестоящим лицом и т.п.), во время которых проводятся самовнушения, направленные на возможность говорить плавно в любой коммуникативной ситуации. На фоне этих представлений осуществляется также активная речевая работа. Создается двухсторонняя рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью (рис. 2). Навыки релаксации и плавной речи, реализуемые в процессе AT, закрепляются специальными функциональными тренировками сначала в игровых, а затем в реальных ситуациях.

Рисунок 2
Рис. 2. Аутогенная тренировка:
мышечная релаксация, представление трудных речевых ситуаций, самовнушение о возможности плавной речи, тренировка плавной речи
 
Дополнительным методом, способствующим расслаблению, является релаксационный массаж дыхательной, вокальной и артикуляционной мускулатуры, а также массаж биологически активных точек.

3. Формирование речевого дыхания

Эта логопедическая техника направлена на снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, а также на формирование скоординированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Работа включает в себя ряд этапов.

Первый этап: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата, что связано с постановкой грудобрюшного дыхания. В практике логопедической работы его принято называть диафрагмальным типом дыхания. Постановку диафрагмального дыхания начинают, как правило, в положении лежа. Оптимально проводить постановку диафрагмального дыхания на фоне общего мышечного расслабления. В этом положении диафрагмальный тип дыхания устанавливается непроизвольно (рис. 3 а).

Рисунок 3а
Рис. 3 а. Тренировка диафрагмального дыхания и длительного фонационного выдоха
Рисунок 3b

Рис. 3 b. Тренировка диафрагмального дыхания: парадоксальная гимнастика А.Н.Стрельниковой
 
В дальнейшем тренировки проходят в положении стоя и сидя, а также в процессе выполнения физических упражнений. Для этой цели эффективно используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (рис. 3 b).

Второй этап: формирование длительного фонационного выдоха, что является основой для развития скоординированных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Такая тренировка начинается с длительного произнесения гласных звуков (рис. 3 а). Это позволяет заикающимся экономно распределять выдыхаемый воздух в процессе произнесения гласных звуков, сознательно регулировать длительность выдоха. Этот прием является начальным этапом формирования речевого дыхания.

Рисунок 3с
Рис. 3 с. Формирование речевого выдоха
 
Третий этап: формирование речевого выдоха. Упражнения включают специально подобранные слоги, слова, короткие и затем длинные фразы. В результате тренировки заикающиеся приобретают способность произносить каждую синтагму на едином речевом выдохе (рис. 3 с). Работа над формированием дыхания должна быть систематической и продолжаться в течение всего курса реабилитации.

4. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

Эта техника направлена на снятие локальных напряжений мышц голосового аппарата, дисфонических расстройств, а также на формирование слитного произнесения.

Рисунок 4а
Рис. 4 а. Использование грудного резонатора
 
Заикающиеся обучаются подаче голоса на "мягкой" атаке и использованию в процессе произнесения гласных звуков нижнего (грудного) резонатора (рис. 4 а). Овладение этой техникой способствует снятию напряжения с мышц голосовых складок, голос становится звучным, полетным, богатым обертонами. Кроме этого данные приемы в сочетании с использованием диафраг-мального дыхания позволяют поставить голос "на опору".

Затем заикающиеся овладевают приемом голосоведения, т.е. слитным произнесением ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе (рис. 4 b). Этот навык в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы.

Рисунок 4b
Рис. 4 b. Использование приема голосоведения
 
5. Развитие просодической стороны речи

Заикающиеся обучаются передавать основные типы интонаций, вначале только с помощью жестов и мимики, затем подключая голос, используя ряд гласных. Гласные произносятся с разнообразными модуляциями (тише - громче, ниже - выше, с интонациями вопроса, ответа, восклицания и т.п.). Голосовые упражнения сопровождаются плавными движениями ведущей руки, что помогает контролировать изменения голоса по силе, высоте и т.д. Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а, следовательно, и интонационной выразительности (рис. 5 а). Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз (рис. 5 b).

Рисунок 5а
Рис. 5 а. Тренировка интонационной выразительности

Рисунок 5b
Рис. 5 b. Развитие просодической стороны речи
 
Следующим этапом является работа над ритмико-интонационным членением текста. Ритмико-интонационное членение высказывания ведет к формированию артикуляторно-дыхательных циклов в соответствии с синтагматическим членением текста. Это связано с обучением адекватной расстановке пауз по месту и длительности, т.е. в соответствии со смысловым членением текста2. Для тренировки используются стихи, чтение текстов, короткие диалоги, пересказ, а затем спонтанная речь.

6. Развитие координации и ритмизации движений

Эта логопедическая техника направлена на нормализацию состояния моторных функций заикающихся. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног; пальцев рук и артикуляторных движений. Она также предусматривает развитие чувства темпо-ритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется на занятиях по логопедической ритмике в системе двигательных упражнений, которые сочетаются с речью и проводятся под музыку. Ритмизация движений положительно влияет на ритм речи. Одним из важных методов является выработка ритмических речевых артикуляций в сочетании с дополнительной стимуляцией, например, движением руки. Известно, что ритмизация движений меняет биоритмическую активность мозга, что положительно влияет на синхронизацию деятельности речевого аппарата. Особенно эффективно для выработки навыка плавной речи использование ритмических движений ведущей руки в сочетании с ритмическим произнесением слогов или слов (рис. 6). Ритмизация речи может быть усилена применением акустических и/или визуальных стимулов. Скорость и темп речевых артикуляций при этом подбираются для заикающихся индивидуально.

Рисунок 6
Рис. 6. Координация и ритмизация движений и речи
 
7. Развитие планирующей функции речи

В коррекционный процесс обязательно включается работа по развитию планирующей функции речи3. Такую работу начинают с обучения заикающихся проговариванию фразы про себя. Внутреннее проговаривание дает возможность заикающемуся выбрать стратегию высказывания, необходимую лексику и грамматические конструкции до включения "звучащей речи". Это организует внутреннеречевое планирование в целом, в том числе и моторную программу. Эта работа сочетается с обучением заикающихся адекватному речевому паузированию. Они обучаются не только "выдерживать" паузы в синтагматически обусловленных местах, но и активно формулировать последующую часть высказывания (рис. 7 а).

Рисунок 7a
Рис. 7 а. Развитие внутреннеречевого планирования:
мысленное проговаривание фразы перед ее произнесением
 
Кроме этого используется тренировка на постепенно усложняющемся (в плане внутреннеречевой программы) материале.

Вначале это сопряженная речь (т.е. проговаривание фразы совместно с логопедом), затем отраженная речь (т.е. повторение фразы за логопедом), ответы на вопросы логопеда по знакомой картинке, самостоятельное описание заикающимся картинок, пересказ прослушанного текста. Заключительным этапом работы является спонтанная диалогическая и монологическая речь заикающегося в игровых, а затем и в реальных коммуникативных ситуациях. При формировании плавной речи заикающихся учитываются закономерности речевого развития в онтогенезе, т.е. процесс развития речи от ситуативной к контекстной. На первом этапе речь заикающегося тренируется только в ситуации выполняемых им действий - "сопровождающая речь". На втором этапе используется речь, в которой описывается выполненное действие - "завершающая речь". На третьем этапе формируется умение характеризовать планируемое в будущем действие - "планирующая речь".

Заключение

Все перечисленные логопедические техники решают единую задачу - формирование плавной речи. Обучение этим техникам происходит практически одновременно, т. е. техники направлены не на расчленение психофизиологических параметров, составляющих устную речь, а, напротив, на их координацию и объединение. Таким образом, динамика обучения технике плавной речи состоит не в последовательности применения той или иной техники, а в постепенном усложнении речевых задач: от произнесения изолированных звуков до контекстной речи. Следует учитывать, что объем работы над каждой техникой и использование различных методических приемов зависят от возраста заикающегося, его психолого-педагогической характеристики и клинической формы заикания (Л.И.Белякова, 1992). Очевидно, не может быть единой схемы в применении логопедических техник и преобладания той или иной техники для всех заикающихся. Однако всякая работа с заикающимися начинается, как правило, с практики щадящего режима, а заканчивается активным развитием планирующей функции речи.

Для достижения наиболее эффективного результата при реабилитации заикающихся детей и взрослых должны использоваться как комплексный подход в целом, так и дифференцированные логопедических техники.
 
1 Согласно современным педагогическим теориям представление о педагогических технологиях связывается определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать результат учебно-воспитательного процесса, добиваться желаемого эффекта (В.П.Беспалько, 1989).

2 Последние психолингвистические исследования речи заикающихся показали, что у них страдает не только интонационное оформление речевого высказывания, но и смысловое членение текста, читаемого вслух (E.A.D'yakova, 1994, 1997, Е.А.Дьякова, 2000).

3 Результаты исследований позволяют считать, что речь заикающихся дезорганизована не только на моторном уровне, но и на более высоких уровнях внутреннеречевого программирования начиная от мотива и включая семантический и лексико-грамматический этапы порождения высказывания. Особенно ярко эта дезорганизация прослеживается при хронификации процесса у взрослых заикающихся.
 
ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. №,1993.
2. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых // Заикание / Н.А.Власова, К.-П. Беккер (ред.). - М.,1983.
3. Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу итогенетических механизмов заикания //Заикание: нюблемы теории и практики / Л.И.Белякова (ред.). - VI., 1992.
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. - VI., 1998.
5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технолога. - М, 1989.
6. Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания детей дошкольного возраста в условиях дневных стацио-1аров и специальных детских садов // Заикание / Н.А.Власова, К.П. Беккер (ред.). - М., 1983.
7. Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности провеса речеобразования у заикающихся// Заикание: проблемы теории и практики / Л.И.Белякова (ред.). - М., 1992.
8. Дьякова Е.А. Особенности чтения вслух у взрослых заикающихся // Дефектология. - 2000. - № 6.
9. Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники)// Нарушение речи и голоса у детей/ С.С.Ляпидевский, С.Н. Шаховская (ред.). - М., 1975.
10. Pay E. Ф. О заикании детей дошкольного возраста. - М., 1964.
11. Селиверстов В. И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. - М., 1994.
12. Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. - М., 1965.
13. Шкловский В.М. Заикание. - М.,1994.
14. D'yakova E. Comparative analysis of number, duration and localization of pauses for stutterers and people with normal speech // 1-st World congress on Fluency Disorders. Proceedings. - Vol. II. - Munich, 1994.
15. D'yakova E. Comparative analysis of speech-language parameters of adult stutterers and fluent speakers // Journal of Fluency disorders. - Vol. 22. - № 2. - May 1997.

© Дьякова Е.А. Текст и фотоматериалы, 2006-2014.
© Блосфильд Е.О. Дизайн и разработка, 2006-2014.